Сообщения об авариях или несчастных случая на опасных производственных объектах принимаются по телефонам: (831) 431-82-11, (831) 431-82-05 с 9:00 до 18:00 в рабочие дни; (831) 430-72-94 с 18:00 до 9:00 и круглосуточно в нерабочие дни.

Вопрос-ответ

25.06.2019

Вопрос:
Нужно ли указывать в сведениях, характеризующих ОПО "Площадка участка воздухосборников компрессорных станций" компрессорные агрегаты или достаточно указать только воздухосборники? К сожалению, нормативная база не дает конкретного ответа на этот вопрос.

Ответ: В соответствии с «Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденным приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 № 495, при проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ проектной документации (документации) объекта; обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано); декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки); технологических регламентов; генерального плана расположения зданий и сооружений; сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств; спецификации установленного оборудования; документации на технические устройства, используемые на объекте; данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте. В Сведениях, характеризующих ОПО, требуется указывать наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе.

Необходимость учета в Сведениях оборудования, не обладающего признаками опасности, нормативными документами не установлена.


19.04.2019

Вопрос:
Прошу Вас предоставить список требований (со ссылками на нормативно-правовые документы) выдвигаемых для лицензирования склада под хранение грузов со следующими классами опасности: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

Ответ: В том случае, если склад, эксплуатируемый Вашей организацией, идентифицирован в качестве опасного производственного объекта I, II или III класса опасности, то есть на нем хранятся опасные вещества в количествах, установленных приложением 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, организации необходимо получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов I, II и III класса опасности.

Для получения лицензии, в соответствии с Положением «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492, Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 года № 305, Вам необходимо представить следующие документы:

Заявление о предоставлении лицензии в соответствии с приложением 3 к указанному Административному регламенту к которому прилагаются:

1) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях);

2)     реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации);

3)   реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа) - в случае, если наличие таких документов является обязательным в соответствии с техническими регламентами;

4) копия положения о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

5)    копия положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах;

6)  копии планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах;

7)      копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности;

8)   копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

9)      реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации);

10)    перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах;

11)    копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

12)    копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», сроки действия которых истекают не ранее чем через 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов;

13)  опись прилагаемых документов.
Рекомендуемый образец описи заявительных документов приведен в приложении № 2 к указанному Регламенту
.

26.03.2019

Вопрос:
Распространяется ли действие ПБ 03-581-03 "Правила устройства безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов" на вновь устанавливаемые стационарные воздушные компрессорные установки мощностью до 14 кВт?

Ответ: Согласно пункта 1.4 Правил устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2003 года №60, данные Правила распространяются на проектируемые, вновь изготавливаемые и реконструируемые стационарные поршневые, ротационные и винтовые маслозаполненные и сухие компрессорные установки, а также на действующие стационарные компрессорные установки мощностью от 14 кВт и выше, воздухопроводы и газопроводы, работающие на воздухе и инертных газах с давлением от 2 до 400 кгс/см².
Таким образом, для компрессорных установок вышеуказанного назначения мощностью менее 14 кВт Правила не применяются.

05.02.2019

Вопрос:
Есть офисное здание. Мощность 470кВА. Какое количество сотрудников ответственных за электрохозяйство необходимо назначить?

Ответ: Согласно пункту 1.2.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года №6, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя  (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя.
У Потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться.

01.02.2019

Вопрос:
Индивидуальный предприниматель, с основным направлением деятельности - грузоперевозки, планирует разместить на собственной территории, расположенной в промзоне, хранилище дизельного топлива с объёмом около 2*20 куб. метров для заправки собственного автопарка, а также приобрести прицеп-бензовоз для перевозки дизтоплива.
Подскажите, пожалуйста, какой вид лицензии необходимо получить ИП в данном случае, какова процедура ее получения и необходимо ли обучение сотрудников?


Ответ:
Согласно требованиям приложения 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества отнесенные к установленным видам. В Вашем случае вид опасных веществ - горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах - при наличии данного вида опасных веществ менее 1 тонны, объект не относится к категории опасных производственных объектов и соответственно получение лицензии не требуется.

23.01.2019

Вопрос: На предприятии эксплуатируется один опасный производственный объект, на котором на разных участках цеха используется: оборудование, работающее пол давлением более 0,07 мегапаскаля; получаются, транспортируются, используются расплавы цветных металлов; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (ПС). Опасному производственному объекту установлен III класс опасности по наиболее высокому классу опасности (для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 500 до 10 000 килограммов). На прилегающей к зданию территории предприятия планируется вновь установить площадку для размещения на ней оборудования, работающего под избыточным давлением (сосуд подлежащий регистрации) Данное техническое устройство будет работать в составе нового техпроцесса спекания (освоение техпроцесса планируется в ближайшее время, расплавы металлов на данном техпроцессе спекания получаться не будут).

Какая документация должна быть разработана на строительство или техническое перевооружение опасного производственного объекта?

 

Ответ: Согласно требований статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Вопросы размещения сосудов, работающих под давлением, освещены в разделе II Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 мая 2014 года №116, и в частности пунктами 10-15 и 64-67.

Установка, размещение и обвязка оборудования под давлением на объектах, для применения на которых оно предназначено, должны осуществляться на основании проектной документации, разработанной специализированными проектными организациями с учетом требований законодательства в области промышленной безопасности и законодательства о градостроительной деятельности.

Дополнительно информируем, что определение (название) разрабатываемой проектной документации (на строительство или техническое перевооружение) входит в полномочия проектной организации.


28.12.2018

Вопрос: У работника предприятия пройдена аттестация А.1, Б9.33 но в другом регионе, будет ли она действительна на территории Нижегородской области?

Ответ: В соответствии с пунктом 25 РД 03-19-2007 "Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утвержденного приказом Службы от 29 января 2007 года №37 (в редакции приказов Ростехнадзора от 5 июля 2007 года №450, от 27 августа 2010 года №823, от 15 декабря 2011 года №714, от 6 декабря 2013 года №591) документы, подтверждающие прохождение аттестации в Центральной аттестационной комиссии или в одной из территориальных аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, действительны на всей территории Российской Федерации.

14.11.2018

Вопрос:
Прошу уточнить по пункту 2.2.1. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ": Если при проведении плановых работ работа оказалась незаконченной, а условия ее проведения не изменились, что подтверждается результатами анализа воздушной среды, и характер работы не изменился, наряд-допуск на проведение газоопасных работ может быть продлен руководителем структурного подразделения или лицом, его замещающим, на место проведения газоопасных работ, но не более чем на одну дневную рабочую смену.
Какой срок действия наряда-допуска на проведение газоопасных работ? На весь срок выполняемой работы с ежедневным продлением на одну дневную смену, при неизменности условий проведения работ и анализа воздушной среды, либо 2 дневные смены (с учетом продления). Тот же вопрос касаемо и наряда-допуска на огневые работы.

Ответ:
Наряд-допуск на проведение газоопасных работ, согласно пункту 2.2.1 ФНП "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", утверждены приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 года № 485 (далее по тексту - ФНП), выдается на каждое место и вид работ каждой бригаде, проводящей такие работы, и действителен в течение одной смены и может быть продлен руководителем структурного подразделения или лицом, его замещающим, на место проведения газоопасных работ, но не более чем на одну дневную рабочую смену.
Согласно пункту 3.2.1 ФНП наряд-допуск на выполнение огневых работ выдается на каждое место и характер работ каждой бригаде, проводящей указанные работы, и действителен в течение одной смены и может быть продлен руководителем структурного подразделения, на объекте которого выполняются огневые работы, или лицом, его замещающим, но не более чем на одну смену.
Согласно пункту 1.10. ФНП при проведении огневых, газоопасных работ на объектах магистрального трубопроводного транспорта и промысловых трубопроводов наряд-допуск на проведение газоопасных работ выдается на каждое место и вид работ каждой бригаде, проводящей такие работы, и действителен в течение указанного в нем срока, который не должен превышать 10 дней и может быть    продлен руководителем структурного подразделения, на объекте которого проводятся указанные работы, или лицом, его замещающим, на срок не более 15 дней.
Таким образом, для объектов проведения газоопасных и огневых работ, кроме магистрального трубопроводного транспорта, наряд-допуск на газоопасные и огневые работы оформляется на одну смену и может быть продлен не более чем на одну смену. Количество продлений, а также необходимость оформления нового наряда-допуска после определенного количества продлений, указанными ФНП не регламентированы.

27.09.2018

Вопрос:
Организация имеет электротехническую лабораторию, зарегистрированную в установленном порядке, поверенное оборудование, обученный и аттестованный персонал, имеющая соответствующее свидетельство о регистрации электролаборатории в органах Ростехнадзор, в перечне видов работ которой есть такие пункты, как:
1.
Измерение сопротивления изоляции электрических аппаратов, вторичных цепей и электропроводки напряжением до 1 кВ
2.
Проверка цепи между заземлителями и заземляемыми элементами. Проверка наличия цепи между заземленными установками и элементами заземленной установки.
3. Испытание электрозащитных средств.
Может ли данная лаборатория проводить испытание переносного ручного электроинструмента в действующих электроустановках, не имея в списке работ, такого пункта как "Испытания и измерения переносного ручного электроинструмента"?
Обоснование: согласно п.3.5.12 ПТЭЭП В объем периодической проверки переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним входят:
внешний осмотр;
проверка работы на холостом ходу в течение не менее 5 мин;
измерение сопротивления изоляции;
проверка исправности цепи заземления электроприемников и вспомогательного оборудования классов 01 и 1.

Ответ:
Данная электротехническая лаборатория может проводить испытания переносного ручного электроинструмента, так как разрешенный перечень видов измерений и испытаний, указанных в свидетельстве, включает виды измерений, входящих в объем периодической проверки переносного ручного электроинструмента согласно п. 3.5.12 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года №6 и зарегистрированных Минюстом России от 22 января 2003 года №4145.

31.08.2018

Вопрос:
Требуется ли при получении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки предъявлять акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, предусмотренного Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 07 апреля 2008 года № 212?

Ответ:
В связи с внесением изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 № 861 (далее - Правила), требования об оформлении акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон утратили силу.
Следует отметить, что установление границ балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон предусмотрено в форме акта об осуществлении технологического присоединения (приложение №1 к Правилам), который оформляется после выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок.
Таким образом, для получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок не требуется предоставление акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно пункту 88 Правил выполнение заявителем технических условий подтверждается актом о выполнении технических условий. В этой связи, для принятия решения о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, у заявителя может быть запрошен акт о выполнении технических условий.


10.05.2018

Вопрос:
Надо ли сотрудникам предприятия из числа РСС, уже имеющим аттестацию по правилам промышленной безопасности в рамках занимаемой должности (аттестация проведена через учебный центр), дополнительно аттестоваться на ПБ для возможности обучения персонала рабочим профессиям в Территориальной аттестационной комиссии, учитывая, что перечень подведомственных рабочих профессий отменен?

Ответ: В соответствии с пунктом 20 РД 03-19-2007 "Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утвержденного приказом Службы от 29 января 2007 года №37 (в редакции приказов Ростехнадзора от 5 июля 2007 года №450, от 27 августа 2010 года № 823, от 15 декабря 2011 года №714, от 6 декабря 2013 года №591), специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности, проходят аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, если специалист предприятия, осуществляющий подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности, аттестован в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора, дополнительная аттестация ему необходима только в случае, если требуется проведение аттестации по другим областям аттестации, в соответствии со специализацией (преподаваемым предметом).


05.03.2018

Вопрос:
Является ли право выдачи разрешений на подготовку рабочего места и на допуск к работам обязанностью, которую надо учитывать при совмещении дополнительных обязанностей работников, ответственных за безопасное производство работ в электроустановках (п.5.13 таб.2 ПОТ ЭЭ). В данной таблице лица имеющие права выдачи разрешений на подготовку рабочего места и на допуск к работам не упоминаются.

Ответ:
Согласно пункту 5.2 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее Правила) выдающий разрешение на подготовку рабочего места и на допуск с учетом требований пункта 5.14 Правил входит в число работников, ответственных за безопасное ведение работ в электроустановках.
В таблице №2 Правил не предусмотрено совмещение обязанности выдающего разрешение на подготовку рабочего места и на допуск с другими обязанностями (ответственными лицами). Однако в пункте 5.13 указывается, что "Правомерно выполнение работником обязанностей допускающего и выдающего разрешение на подготовку рабочего места и допуск при наличии у допускающего прав оперативного управления оборудованием, которое необходимо отключать и заземлять в соответствие с мерами безопасности для производства работ, и прав ведения оперативных переговоров с работниками, выполняющими необходимые отключения и заземления оборудования на объектах, не находящихся в оперативном управлении допускающего".


26.02.2018

Вопрос:
Предприятие имеет ОПО 2 класса опасности, зарегистрированное в Реестре ОПО. Планируется получение для этого ОПО нескольких технических устройств, на которых по прибытию, необходимо провести как техническое освидетельствование (60% от запланированного количества), так и экспертизу промышленной безопасности (40%). Что надлежит сделать в первую очередь - внести изменения в сведения, характеризующие данное ОПО и лишь после этого проводить освидетельствования и экспертизы полученных устройств с последующим вводом их в эксплуатацию? Или сначала провести освидетельствования и экспертизы, а также ввод данных устройств в эксплуатацию и только после этого вносить изменения в сведения?

Ответ:
На Ваш запрос сообщаем, что изменения в Сведения, характеризующие опасный производственный объект, вносятся при изменении количественного и качественного состава технического устройства: замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, содержащих признаки опасности, перечисленные в приложении 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ); технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта (см. пункт 24 «Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденного приказом Ростехнадзора 25 ноября 2016 года №494). В Сведениях, в соответствии с приложением 4 вышеуказанного Административного регламента, указываются регистрационный или учетный номер для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе.
Таким образом, вначале проводятся процедуры по вводу оборудования в эксплуатацию, затем вносятся изменения в Сведения, характеризующие опасный производственный объект.


08.02.2018

Вопрос:
Предприятию необходимо переоформить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химических объектов, полученную в 2009 году. Для этого было получено заключение экспертизы промышленной безопасности выводы которого звучат так: несущие и ограждающие конструкции здания котельной №3, принадлежащего АО не в полной мере соответствуют требованиям промышленной безопасности. Экспертной организацией был установлен 3-х месячный срок устранения выявленных нарушений. Нарушения устранены, о чем свидетельствует отметка экспертной организации в заключении экспертизы промышленной безопасности. Однако, для переоформления лицензии Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности просит внести в заявление реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения.
Прошу дать разъяснение какое именно заключение экспертизы промышленной безопасности является положительным? И возможно ли использование уже полученной вышеуказанной экспертизы в качестве положительной?

Ответ:
Пунктом 27 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538 предусмотрено, что заключение экспертизы может содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности:
1)  объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
2)  объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3)  объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.
«Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492 в пунктах 76), 96) в качестве замены документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, допускает предъявление реквизитов регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации).
Таким образом, необходимым условием является наличие именно положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающее полное соответствие объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Заключение экспертизы с выводом о неполном соответствии объекта экспертизы не может быть принято в качестве положительного.

Архив рубрики "вопрос-ответ" за 2013 - 2017 г.г.