Сообщения об авариях или несчастных случаях на опасных производственных объектах, объектах энергетики и ГТС принимаются по телефону: (831) 431-82-11 – круглосуточно.

Отчет о работе Волжско-Окского управления Ростехнадзора за 2015 год

Волжско-Окское управление Ростехнадзора, является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территориях Нижегородской области и Республики Мордовия.

Контроль и надзор были и остаются важными составляющими сильного и совершенного государства, которое охраняет права и свободы граждан, их безопасность.

Для решения задач по обеспечению промышленной и энергетической безопасности на предприятиях и в организациях, Управлением налажено тесное взаимодействие с администрациями субъектов Федерации, органами исполнительной власти и с органами прокуратуры.

В частности, в прокуратуру, территориальные Управления МЧС России, Верхне-Волжское бассейновое водное управление, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2015 году направлено 47 аналитических и иных материалов по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Представители Управления приняли участие в 5 проверках гидротехнических сооружений, проводимых прокуратурой по обращениям граждан, в том числе ГТС Сергачского сахарного завода (ОАО «Сергачский сахарный завод»), ОАО «Буревестник», а также проверках готовности муниципальных образований и организаций, эксплуатирующих ГТС, к прохождению паводка, проводимых территориальными Управлениями МЧС, Верхне-Волжским бассейновым водным управлением.

Совместно с органами прокуратуры проводились проверки по обращениям граждан о фактах нарушений при эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления в городах Заволжье и Городце, при строительстве котельной в ОАО «Судоремонтный завод «Память Парижской коммуны» Борского района. По запросам органов прокуратуры проводились проверки в сфере производства, хранения и реализации моторного топлива (ООО «Кудьминская нефтебаза», ООО «Меркурий трейдинг», ООО «Нефтехимснаб»), в части заправки и обеспечения потребителей баллонами с сжатыми, сжиженными и растворенными газами – ООО «ДГК», ООО «ОксиГазСервис», ООО «СоюзГаз», при строительстве и эксплуатации здания Перинатального центра г. Дзержинска по соблюдению требований действующего законодательства при выполнении государственного оборонного заказа по утилизации боеприпасов на ОАО «53 Арсенал».

Тесное взаимодействие с территориальными органами МЧС осуществлялось в части корректировки перечней опасных объектов, участия в межведомственных комиссиях, Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Мордовия. Ведется совместная работа по реализации мер, направленных на развитие аппаратно-программных комплексов «Безопасный город».

На территории, подконтрольной Волжско-Окскому управлению Ростехнадзора, получили развитие машиностроение и металлообработка (автомобили, суда, самолеты, станки, инструменты, приборы и товары народного потребления), черная и цветная металлургия, химическая, нефтеперерабатывающая, лесная и целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность.

Ведущие промышленные сектора (65% промышленного производства): производство транспортных средств, производство нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, металлургическое производство.

Через Нижегородскую область проходит сеть магистральных трансконтинентальных газопроводов, обеспечивающих поставку природного газа не только для Нижегородской области и западных областей Российской Федерации, но и на экспорт. Также по территории Нижегородской области проходят несколько нефтепроводов, входящих в систему трубопроводного транспорта России (АО «Транснефть»).

Контрольно-надзорная деятельность Управления

Промышленная безопасность

Проблемы обеспечения промышленной безопасности технологически связаны с деятельностью предприятий и оказывают решающее значение на результаты и показатели их работы.

Волжско-Окское управление Ростехнадзора в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности ОПО», осуществляет надзор за опасными производственными объектами четырех классов опасности

Классификация опасных производственных объектов является основой риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход определяет порядок и периодичность проверок объектов различной степени опасности. Как видите, плановые проверки законом предусмотрены только на опасных производственных объектах I , II и III класса опасности. На объектах IV класса опасности, куда в основном входят объекты грузоподъемных сооружений, плановые проверки не предусмотрены. Проверки объектов IV класса опасности возможны или на поднадзорных нам объектах строительного надзора, или в случае жалоб и аварий.

Строительный надзор

Особая категория поднадзорных объектов Волжско-Окского управления – это объекты государственного строительного надзора. Управление осуществляло надзор на 76 объектах капитального строительства.

В ходе проверок выявляются вопиющие случаи отсутствия строительного контроля со стороны заказчика и лица, осуществляющего строительство, когда не проводится входной контроль материалов, не проводятся необходимые испытания (например, испытания бетона на прочность), антикоррозийный и огнезащитный слой конструкций выполняются с нарушениями, к проведению сварочных работ допускается неаттестованный персонал.

При выходе на объекты государственного строительного надзора мы извещаем соответствующую саморегулируемую организацию для обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки. Надо сказать, что ни в одной из них они не участвовали.

По результатам проверок направляем материалы нарушений для принятия мер к члену СРО. Как показала практика, многие СРО подходят к рассмотрению нарушений, как и участию в проверках, достаточно формально, и этому есть определенное объяснение: прежде всего их интересует член СРО, его взносы, а уже потом качество работ. Принципиальная позиция может привести к уменьшению членов СРО.

В 2015 г. Волжско-Окским управлением проведена 1 плановая и 1 внеплановая проверка саморегулируемых организаций (после разрушения казармы в г. Омск проверено НП СРО «Инженерно-Геологические Изыскания в Строительстве»).

В ходе проведения плановой проверки НП СРО «Объединение Волго-Вятских строителей» в марте - апреле 2015 г. управлением выявлено 16 нарушений, 15 нарушений из них устранено. Не устранено нарушение Ст. 55.16 Градостроительного Кодекса Российской Федерации: доля компенсационного фонда в размере около 50 млн. рублей была размещена на счетах коммерческих структур, хотя весь компенсационный фонд подлежит размещению в кредитно-финансовых учреждениях. Общим собранием руководитель Есин С.Ю. отстранен от занимаемой должности, в его отношении возбуждено уголовное дело.

Надзор за грузоподъемными механизмами.

В связи с изменениями, внесенными в 2013 году в федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», лифты были выведены из категории опасных производственных объектов, и надзор за эксплуатацией лифтов стал осуществляться в рамках технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов». В общей сложности из категории опасных производственных объектов были выведены около 11 % ОПО, связанных с наличием лифтов. Технический регламент является «рамочным документом», устанавливающим лишь общие технические требования. Ростехнадзор не уполномочен предъявлять требования к качеству монтажа лифтов, проведению полных технических освидетельствований, требований к квалификации специалистов и обслуживающего лифты персонала. Сложности возникают и с тем, что субъекты надзора - владельцы лифтов, это просто собственники домов, офисных зданий, или управляющие компании, которые заключают договора на обслуживание и ремонт лифтов со специализированными организациями. Таким образом, состояние механизмов и качество работы лифтов в большей части зависит от людей, к которым надзорный орган не придет: обслуживающие организации типа многочисленных ЛифтРемонтов, ЛифтСервисов и т.п.

В связи с резонансными случаями аварий на лифтах, повлекших за собой гибель людей, многие жители были обеспокоены безопасностью лифтов. В январе-феврале 2016 года по обращениям граждан, а также по инициативе Генеральной Прокуратуры Российской Федерации были проведены внеплановые проверки лифтов совместно со специалистами Волжско-Окского управления. В ходе проверок выявлено более 220 нарушений, в том числе эксплуатация лифтов без оформления страховых полисов (г. Дзержинск), эксплуатация лифтов после отработки назначенного срока службы без их обследования (Ленинский район Нижнего Новгорода).

Энергетический надзор.

Выработка электрической и тепловой энергии в Нижегородской области за 2015 год составила больше 9 млрд кВт.ч и 10 млн Гкал соответственно. Выработка электрической энергии в Республике Мордовия за 2015 год составила 1,3 млрд. кВтч.  и 2 млн Гкал соответственно. Энергосистемы и Нижегородской области, и Республики Мордовия, являются дефицитными по мощности и электроэнергии. Дефицит мощности по Нижегородской области составляет более 50 % от общего потребления по энергосистеме, Республики Мордовия — менее 50%. Он покрывается за счёт передачи мощности из соседних энергосистем, входящих в объединенные энергосистемы Средней Волги и Центра.

В этой ситуации особое значение имеет энергосбережение и энергоэффективность.

В течение 2015 года Волжско-Окским управлением Ростехнадзора проводились проверки выполнения закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В результате проверок было установлено наличие программ по энергосбережению и энергетических паспортов практически у всех поднадзорных объектов. Организациями представлены сведения о проведении организационных мероприятий в области энергосбережения. Основной проблемой в области соблюдения Закона в настоящее время является вопрос установки приборов учета потребляемых энергоресурсов. Невыполнение требований закона «Об энергосбережении…» связано, в большинстве случаев, с недостаточностью финансирования. Предоставленные в процессе обследования документы, свидетельствуют о том, что абсолютное большинство бюджетных организаций не являются распорядителями бюджетных средств и поэтому не могут решить эту проблему самостоятельно. Тем не менее, считаем, что причина невыполнения закона заключается в недостаточной работе руководителей бюджетной сферы по вопросам установки узлов учета, потребляемых энергоресурсов. Хотя есть и положительные примеры выполнения требований законодательства.

Надзор за ГТС.

Гидротехнические сооружения — это не только плотины, шламонакопители или берегоукрепительные сооружения, то есть серьезные комплексы, надзор за которыми был обычно на достаточно высоком уровне, но еще и плотины на небольших реках, для организации прудов, которые зачастую строились хоз.способом и к которым относились практически как к природным сооружениям. Основные проблемы с безопасностью имеются на небольших комплексах ГТС. Собственники ГТС и эксплуатирующие организации не в полной мере соблюдают законодательно установленные процедуры безопасности: не разрабатывают критерии безопасности, правила эксплуатации, не финансируют мероприятия по текущему и капитальному ремонту сооружений, что, в свою очередь, приводит к снижению безопасности. Ряд собственников (ООО «СПК Вадский», ОАО «Сергачский сахарный завод», Администрация города Нижнего Новгорода) ограничиваются систематической уплатой штрафов. 

Часть таких небольших плотин просто не имеет установленного владельца. Постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества (ГТС) занимает длительный срок (один год). Фактически органы контроля не обладают полномочиями и мало воздействуют на органы местного самоуправления с целью понудить их самостоятельно обратиться в регистрирующий орган о постановке бесхозяйных ГТС на учет. За последние 5 лет совместными усилиями Волжско-Окского управления, Правительства Нижегородской области, Правительства Республики Мордовия это количество удалось сократить в два раза и сейчас по надзором Управления осталось 491 бесхозяйных ГТС. Помощь в этом оказали и органы прокуратуры. По информации, представляемой Волжско-Окским управлением, Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура подавала исковые заявления о понуждении органов местного самоуправления к регистрации бесхозяйных ГТС. Таким образом зарегистрировано около 40 ГТС, хотя и не все решения судов исполнены до настоящего времени.  

Резюмируя сказанное, общий уровень безопасности гидротехнических сооружений можно оценить как пониженный, техническое состояние – работоспособное.

Основные показатели работы Управления

В общей сложности Волжско-Окским управлением Ростехнадзора за отчетный период проведены 3427 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них плановые проверки составили 1528 проверок (44,6 % от общего количества проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Основная доля внеплановых проверок — это проверки выполнения предписаний (54% от всех внеплановых), следующая по численности (37% от всех внеплановых) — по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, куда входят проверки в режиме постоянного надзора, проверки в области государственного строительного надзора и проверки, инициированные обращением заявителя.

Показатели, в целом, сравнимы с итогами работы Управления в 2014 году.

В 2015 году проведено немного больше проверок, в основном, за счет увеличения количества внеплановых проверок.

Количество плановых проверок снизилось по сравнению с 2014 годом. Причиной явилось исключение значительного количества плановых проверок в связи с изменением законодательства. Исключаются проверки малого бизнеса.

В 2015 году при проверках выявлено меньше нарушений обязательных требований законодательства, чем в 2014. Видимо организации стали более тщательно готовиться к плановым проверкам, информация о которых стала прозрачной.

По итогам проверок и выявленных нарушений в 2015 году применено 1355 штрафных санкций в отношении юридических и должностных лиц. В 20% случаев к штрафным санкциям привлекали юридическое лицо, это на 10% больше, чем в прошлом году.

Сумма наложенных штрафов на 8% больше прошлогодней, и составляет 23 миллиона 80 тыс. рублей.

В 2015 году увеличилось количество административных наказаний наложенных на юридических лиц. Штраф на юридическое лицо на порядок выше, чем штрафы, накладываемые на должностные лица, соответственно увеличилась и сумма наложенных штрафов.

Больше всего нарушений выявлено и предписано к устранению на объектах энергетики, но количество нарушений пропорционально количеству проведенных проверок: в 2015 году 65% всех плановых проверок Управления проведено в области энергетической безопасности.

Максимальное количество нарушений - 6 за одну проверку выявляют инспекторы, осуществляющие государственный строительный надзор. При проверках гидротехнических сооружений, в среднем, выявляется по 4, объектов энергетики - 3, опасных производственных объектов - 2 нарушения.

Всего за выявленные нарушения на объектах энергетики наложено 847 административных штрафов.

Каждая четвертая проверка энергетической безопасности заканчивалась штрафом. В среднем штрафные санкции применялись за каждое 12 нарушение обязательных требований законодательства или невыполнение предписаний органов государственного контроля.

Штрафные санкции в отношении юридических лиц составили 13% от общего количества штрафов.

 


Как видно из представленной диаграммы, в лидирующих отраслях промышленности - химической и нефтехимической, к сожалению, допускается и большее количество нарушений требований промышленной безопасности. 
В среднем, в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, каждая третья проверка и каждое пятое нарушение приводили к штрафным санкциям.

По итогам проверок наложен 351 штраф, причем треть из них наложена на юридических лиц, а это значит, что нарушения носят более серьезный характер.

Аварийность и травматизм.

Основная цель надзорных мероприятий — это снижение риска аварий и инцидентов на опасных объектах, снижение общего количества аварий и инцидентов на поднадзорных Ростехнадзору объектах, снижение ущерба, нанесенного окружающей среде в результате аварий на поднадзорных Ростехнадзору объектах, снижение имущественного ущерба третьих лиц в результате аварий на поднадзорных Ростехнадзору объектах. 
В 2015 году произошли три аварии на объектах энергетики. Во всех трех случаях вынужденный простой оборудования в ремонте составил более 25 суток, поэтому эти происшествия и были признаны авариями 
Возгорание трансформатора произошло на подстанции «Кстовская», принадлежащей ООО «Зефс-Энерго». Причиной возникновения аварии и ее развития стало нарушение сроков осмотров трансформаторов и несоблюдение установленной правилами периодичности технического обслуживания. Главный инженер ООО «ЗефсЭнерго» направлен в центральную аттестационную комиссию Ростехнадзора на внеочередную проверку знаний. 
На Дзержинской ТЭЦ ПАО «Т Плюс» произошли две аварии в период подготовки и проведения осенне-зимнего отопительного периода.  По результатам расследования аварий установлено, что основной причиной их возникновения послужили ошибочные действия персонала, отсутствие контроля со стороны руководства станции за соблюдением оперативной дисциплины. Заместитель технического директора Дзержинской ТЭЦ уволен. 
Еще одной, безусловно, очень важной причиной аварии, является эксплуатация физически изношенного и устаревшего оборудования с истекшим нормативным сроком эксплуатации. Руководству ТЭЦ было рекомендовано в ближайшее время разработать мероприятия по замене изношенного оборудования. 
В 2015 году на опасных производственных объектах, поднадзорных Управлению, произошло 3 аварии и один случай смертельного травматизма. 
С 2008 года наблюдается небольшой тренд в сторону уменьшения аварийности и смертельного травматизма. Не стоит относиться к этому спокойно, здесь встречаются два разнонаправленных тренда: с одной стороны, останавливаются старые производства (ОАО «Дзержинское оргстекло», ООО «Корунд», ООО «Нижегородский Холодильник»), но, вместе с тем, идет и обновление основных фондов, новое строительство, реконструкция объектов (ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», ООО «Сибур-Нефтехим», ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова»). 
В области эксплуатации опасных производственных объектов в среднем, за последние 6 лет, наибольшей аварийностью отличаются сети газораспределения (в среднем 1,8 аварии в год) и объекты подъемных сооружений (в среднем 1,3 аварии в год). Наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом происходит также на объектах подъемных сооружений, в среднем 2 случая в год. 
Аварии, происшедшие в этом году на объектах химического надзора, уничтожили целые производственные корпуса, производства фактически прекратили существование. 
Обратите внимание на последствия нарушений требований промышленной безопасности в ООО «Полимер С». Этот опасный объект является объектом IV класса опасности. Одно нарушение при проведении простой технологической операции привело к практически полному уничтожению производства. При пожаре получил термические ожоги аппаратчик. 
Анализ аварийности и травматизма показывает, что основная причина аварий и несчастных случаев связана с человеческим фактором. 
Ненадлежащий контроль со стороны должностных лиц организаций за состоянием технологического оборудования, низкая квалификация обслуживающего персонала, несоблюдение работниками требований технических норм и правил, недисциплинированность исполнителей продолжают оставаться одной из главных угроз промышленной и энергетической безопасности. 
К некоторому увеличению аварийности привело отсутствие плановых проверок на объектах IV класса. За прошедший период количество аварий на ОПО, эксплуатирующих башенные краны, увеличилось. С января по сентябрь 2014 года произошло 13 таких аварий, за аналогичный период 2015 года – 23. Учитывая возросшее количество аварий с грузоподъемными кранами, в Государственную Думу РФ направлен проект закона о переводе объектов, на которых эксплуатируются грузоподъемные краны из IV класса в III класс опасности. 
Основная ответственность за обеспечение безопасности производства в любом случае, лежит на руководителе предприятия. Естественно, главным фактором в обеспечении безопасности в этих условиях должен стать производственный контроль на предприятии и создание систем управления промышленной безопасностью. К сожалению, должен отметить, что система управления и производственный контроль на некоторых предприятиях существуют лишь формально. По результатам плановых проверок в 2015 году выявлялись нарушения в части неполного или недостоверного представления сведений в ежегодный отчет организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты по производственному контролю. 
Контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами поднадзорными предприятиями не выполняется. 
Не разрабатывают мероприятия по организации и осуществлению производственного контроля такие предприятия как: 
- ООО «Нагорный бетонный завод»; 
- ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей»; 
- ОАО «Полет» ; 
- ООО «Тепловые сети Арзамасского района» и ряд других. 
По результатам контрольно-надзорных мероприятий проведенных в 2015 году на опасных производственных объектах инспекторами Управления выявлено 1674 нарушения обязательных требований промышленной безопасности. При этом по отчетам, поступившим от предприятий, картина благостная: все нарушения, которые и выявлялись в ходе работы специалистов по производственному контролю, были устранены. 
Это говорит о том, что предприятия не уделяют должного внимания вопросам осуществления производственного контроля, что создает непосредственную угрозу аварий и травматизма на опасных производственных объектах. 
Большой проблемой и одной из самых важных, оказывающей влияние как на уровень аварийности и травматизма, так и на состояние промышленной и энергетической безопасности в целом, остается износ оборудования. Несмотря на принимаемые меры в эксплуатации находится большое количество морально и физически устаревшего оборудования. 
Часто предприятия имеют недопустимый уровень износа оборудования. Это касается и промышленности и энергетики. Это результат того, что собственники недостаточно выделяют средств для своевременной замены морально и физически устаревшего оборудования. 
Отказы физически и морально устаревшего электрооборудования могут привести к серьезным последствиям на социально значимых объектах и опасных производственных объектах. Надежность электроснабжения промышленных предприятий и объектов социальной сферы один из больных вопросов энергетики Нижегородской области и республики Мордовия. 
Сложившаяся ситуация требует ужесточения контроля за состоянием технологического оборудования, увеличения объемов работ по ревизии и определению остаточного ресурса работы оборудования с привлечением экспертных организаций, широкого применения новых систем неразрушающего контроля. 
С сожалением приходится констатировать, что ряд предприятий, в том числе достаточно крупные, в течение длительного времени не уделяют внимания обновлению основных производственных фондов на опасных производственных объектах, предпочитая бесконечно проводить экспертизы промышленной безопасности технических устройств и таким образом «продлять» их срок службы. 
Среди таких предприятий: ОАО «РУМО»; ОАО «Лысковский электротехнический завод»; ПАО «Нижегородский водоканал»; ОАО «Красная Этна», ООО «Синтез-ПВ»; ООО «Синтез-Ацетон». 
Эти предприятия в течение нескольких лет неоднократно подвергались административным штрафам на сотни тысяч рублей - как за нарушения требований промышленной безопасности, так и за невыполнение предписаний. 
Например, ПАО «Нижегородский водоканал» оштрафован в 2014 году за невыполнение предписания на 400 тыс. руб., за нарушение требований промышленной безопасности в 2015 году на 200 тыс. руб. и вновь по результатам внеплановой проверки в 2016 году привлечен к ответственности за невыполнение предписания в установленный срок. 
При этом основная масса нарушений связана с катастрофическим старением основных производственных фондов, не отвечающих требованиям действующих правил. 
В этой связи особенно важной становится качественная оценка состояния технических устройств, качественное проведение экспертизы промышленной безопасности. Следует сказать, что к некоторым организациям имеются серьезные замечания с точки зрения качества проведения экспертиз. 
Как показывают результаты рассмотрения ЭПБ во время плановых проверок предприятий, более 50% их не соответствуют требованиям, предъявляемым к заключениям ЭПБ. Так, например, во многих случаях не проводятся в полном объеме предусмотренные обследования. Несмотря на выявляемые экспертной организацией нарушения ими не разрабатываются мероприятия по их устранению. Выводы о продлении сроков эксплуатации оборудования часто делаются без подтверждения результатами экспертизы. Более того, некоторые экспертные организации, устанавливая срок службы какого-либо технического устройства (обычно грузоподъемных механизмов), предлагают через 3 года (5 лет) провести повторную экспертизу промышленной безопасности. Хочу напомнить, что, в соответствии с федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», может быть продлен только тот срок службы или ресурс, который установлен производителем оборудования, а никак не заключением экспертизы промышленной безопасности. То есть экспертиза фактически подменяется техническим освидетельствованием, что красноречиво говорит о квалификации экспертов и добросовестности экспертной организации. 
Сейчас, учитывая изменения в действующем законодательстве, контроль качества проведения экспертиз возможен только на стадии контрольно-надзорных мероприятий в отношении организаций – заказчиков экспертизы. И в этой непростой ситуации инспекторский состав Волжско-Окского управления ведет работу по выявлению сомнительных заключений экспертизы промышленной безопасности. 
Как пример, в 2015 году при проведении проверки в отношении филиала Волга Общества с ограниченной ответственностью «Объединенные Пивоварни Хейнекен» было выявлено нарушение установленных требований при проведении экспертизы экспертной организацией ООО «Техкранэкспертиза» и наложен административный штраф в размере 20 тыс. руб. на эксперта. 
Эксперт подписал положительное заключение, явно противоречащее содержанию материалов, ему предоставленных и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности. В частности, не были учтены обязательные требования промышленной безопасности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в результате чего оказалось, что на конкретном объекте не обеспечена безопасность от случайного прикосновения работающего к вращающимся и движущимся частям оборудования. 
В последние годы стали возникать вопросы к качеству заключений экспертиз промышленной безопасности, к квалификации экспертов, к ответственности экспертов и экспертных организаций за их решения. В этой связи Ростехнадзором реализован комплекс мер по совершенствованию регулирования в сфере экспертизы промышленной безопасности: повышены требования к экспертам, внедрена принципиально новая система аттестации, ужесточены лицензионные требования к экспертным организациям. Эти изменения налагают на экспертные организации ответственность не только обеспечить аттестацию экспертов в соответствии с порядком, установленном Правительством, но и переоформить лицензию с учетом измененных видов работ и услуг, как того требует федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». В настоящее время центральным аппаратом Ростехнадзора подготовлены изменения в Административный регламент по ведению реестра заключений ЭПБ, которые предусматривают отказ во внесении сведений об экспертизах промышленной безопасности в реестр в случае, если экспертиза промышленной безопасности проведена экспертом не аттестованным в порядке, установленном Правительством.

Разрешительная деятельность и услуги

Управлением в прошедшем году была проведена значительная работа в области разрешительной деятельности оказания государственных услуг. Предоставлялись государственные услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных, химически опасных производственных объектов I , II и III классов опасности, производству маркшейдерских работ, по регистрации заключений экспертизы промышленной безопасности, регистрации опасных производственных объектов, по приему и учету уведомлений о начале осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности выдаче разрешений на проведение взрывных работ, на эксплуатацию ГТС, а также согласованию правил эксплуатации ГТС.

Кроме этого, в Управлении ведется также плотная работа с предприятиями по согласованию охранных зон, выдаче свидетельств о регистрации электротехнических лабораторий, по допуску в эксплуатацию энергоустановок.

Из года в год увеличивается количество обращений граждан в Волжско-Окское управление. По сравнению с 2014 годом количество обращений увеличилось на 29%. В первую очередь это связано с повышением юридической грамотности населения и доступным способом отправки обращений через раздел «Общественная приемная» официального сайта Управления. В 2013 году изменилась структура сайта, и с тех пор количество электронных обращений начало увеличиваться: на 12% в сравнении с 2014 годом. По результатам жалоб и обращений организуются внеплановые выездные проверки, по 94 обращениям были привлечены к ответственности должностные и юридические лица.

Основными темами обращений были жалобы на нарушения требований энергетической безопасности, на нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, вопросы консультационного характера, а также обращения по вопросам государственного строительного надзора и безопасной эксплуатации подъемных сооружений.

 

Анализ работы Управления за прошлый 2015 год, показывает, что проблем много и далеко не все проблемы удалось решить.

Работа предстоит сложная и серьезная. Задач, требующих решения, осталось много.

Только внимательное отношение к вопросам промышленной и энергетической безопасности, качества строительства технически сложных объектов, опасных производственных объектов – залог их безаварийной работы.